АКЦИЯ от www.R3.ru - хостинг сайтов 72р. в месяц. Домен в подарок!

1 2 3
Lorem ipsum dolor Et neque pede ligula, eros augue ultrices, ullamcorper id hac quis facilisis lorem suspendisse.   Next »  Learn more
Mauris pede semper Curabitur condimentum, et mollis, minus dapibus odio faucibus. Mauris pede semper nec vel ut sem, a augue tortor sapien   « Previous Next »  Learn more
Interdum ullamcorper maecenas Orci maecenas. Tincidunt tempus, integer viverra lorem praesent magna parturient   « Previous  Learn more

Урок "Первая мировая война"

Открытый урок "Забытая война - Первая мировая" Проведен 12.09.2014 года.

Цель урока:

Главная цель открытого урока — просветительская. В общественном сознании эта война не должна оставаться неизвестной, как это было на протяжении многих десятилетий.

Задача урока – показать негативное отношение к войне как к способу разрешения международных конфликтов.

Тип урока: интегрированный.

Средства обучения:

  • учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России. XX век»;
  • учебник Левандовский А.А. «История России. XX – XXI век»;
  • презентация «I мировая война»;
  • фильм «Неизвестная война»;
  • ноутбук, телевизор
  • мультимедиа учебник «История России. XX век. ч. 1. «Клио Софт».

Ход урока

Вводное слово учителя.

(На экране телевизора – первый слайд презентации) Четыре года продолжалась Первая мировая война. Война, по сути, начала новую эпоху в истории человечества и воспринималась как проявление кризиса европейской цивилизации, как великое бедствие, впервые поставившее вопрос о физическом уничтожении человечества, ведь численность населения стран-участниц войны составило 1050 млн. человек (62% населения планеты). Главная цель открытого урока — просветительская. В общественном сознании эта война не должна оставаться неизвестной, как это было на протяжении многих десятилетий. Задача урока – показать негативное отношение к войне как к способу разрешения международных конфликтов.

(второй слайд и запуск видеофрагмента, по окончании запуск 3 слайда)

Ученик (Хрипченко А.)           

Не первый вечер пели волны                             Война! Война! Так вот какие

В народном море, и стонал                                 Отверзлись двери пред тобой,

Стихийный ветер, мощи полный,                      Любвеобильная Россия,

И к небу гимн летел, как вал;                              Страна с Христовою судьбой!

Опять на небе пламенела                                     Так прими венец терновый

Заря, невиданно ясна.                                             И в ад убийственный сойди

Когда из вражьего предела                                    В руке с мечом своим суровым,

Домчалась весть войны. Война!                           С крестом, сияющим в груди!

(вкл.4 слайд) Ученик (Овчаров С.)

Основные характеристики Первой мировой войны:

  • продолжительность – 1554 дня;
  • число стран-участниц – 38;
  • состав коалиций: Англия, Франция, Россия, США и ещё 30 стран: Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария;
  • число государств, на территории которого походили военные действия –14;

Человечество еще не могло знать, что эта всемирная «мясорубка»:

- продлится 4 года и 3 месяца;

- унесет миллионы жизней;

- изменит до неузнаваемости политическую карту мира и судьбы многих народов.

Война стала тяжёлой повседневной работой для миллионов. Начатая ради величия империй, она через 4 года разрушила сами эти империи. Сегодня мы узнаем, почему и как был разрушен относительно благополучный европейский мир.

(вкл. 5 слайд и 6 с видеофрагментом)

Начиная с 7 по 13 слайд ученик (Овчаров С.) читает слайды.

В ходе I мировой войны впервые было использовано разрушительно оружие, созданное индустриальным обществом. (вкл. 14 и до 16 слайда)

Учитель: В этой войне принимали участие и донские казаки (вкл. 17 и до 19 слайда). Донское казачество выставило на фронт 125 тысяч человек. Донцы принимали участие во всех важнейших операциях.

В период наступления Северо-Западного фронта в августе 1914 года совершает свой подвиг разъезд 3-го Донского полка вместе со знаменитым Кузьмой Крючковым. В Восточной Пруссии отличился 39-й Донской полк, в пешем строю атаковавший г. Гумбинен и выбивший немцев, что способствовало их разгрому в Гумбинен-Гольдапском сражении. Одновременно донцы овладели Бисофштейном, Марграбово, Иоганесбургом.

В боях на Висле и под Краковом снова отличилась 1-я Донская дивизия, разбившая австро-германцев в районе Сецеховице и Сербовице, что сорвало подготавливаемое наступление противника. Под Лодзью 5-я Донская дивизия на реке Видавка разбила два пехотных немецких полка, ликвидировав опасность их захода во фланг и тыл 5-й армии. В местечке Пржедборж казаки этой дивизии захватили немецкий аэроплан вместе с летчиками.

В 1915 году, в период отступления русских войск по всему фронту, донские части находились в арьергарде. 3-я Донская казачья дивизия прикрывала отход 3-й армии с Карпат к реке Сану. В июне в районе реки Дембы и Руды-Журавецкой она приняла на себя главный удар немецкой пехоты и в течение 6 часов отражала атаки, сорвав таким образом фланговый удар по 3-й армии. Затем дивизия получила приказ атаковать Будслав и зайти в тыл германской конницы, которая охватила правый фланг Западного фронта. 26 сентября, преодолев упорное сопротивление, донцы овладели Будславом и рядом других пунктов. Немецкие фланги оказались под ударами казаков, что заставило немцев начать поспешный отвод своих войск.

Развивая успех донцов, конница генерала Орановского прорвала немецкий фронт на реке Вилии, что надолго стабилизировало здесь линию фронта.

1-я Донская казачья дивизия прикрывала отход 9-й армии.

Символом доблести и мужества 1-й Донской дивизии стал штурм австрийской укрепленной позиции па линии Ржавенцы-Баламутовка (между Днестром и Бугом). Не только австрийское командование, но и русские генералы считали неприступными эти позиции, которые оборонялись несколькими тысячами человек. Атака была поручена 9-му Донскому полку, насчитывавшему менее 400 казаков. Атаковали в час ночи и взяли укрепления!..

Потери донских частей в арьергардных боях составляли более половины личного состава, а некоторые части пришлось формировать заново. В сражении 13 сентября у местечка Троки, под Вильно, Лейб-гвардии Казачий и Лейб-гвардии Атаманский полки, преградив путь немцам, попали под усиленный обстрел тяжелых орудий. Окопы казаков были буквально сравнены с землей, но немцы, понеся большие потери, отступили. Казачья гвардия в этом бою потеряла 72 % личного состава, и эти полки в 1915-1916 годы пришлось создавать заново.

Казачья конница была грозой для противника. Немцы и венгры, даже когда превосходили казаков в силах, не решались атаковать их в открытом бою, запомнив уроки 1914 года. За отличия в боях в период всей войны донские казаки получили около 40 тысяч орденов и медалей, несколько тысяч были награждены Георгиевским оружием.

Ученица (Данцева А.) о Крючкове К.Ф. (слайд 20)

Донской казак хутора Нижне-Калмыкова (Нижний Калмыкос) Усть-Хопёрской станицы Войска Донского.

Учился в станичной школе. В 1911 году был призван на действительную службу в 3-й Донской казачий полк атамана Ермака Тимофеева. К началу войны он уже имел чин приказного (соответствовал ефрейтору в армии).

Во время Первой мировой войны был первым награжденным георгиевским крестом, получив крест 4-й степени за номером 5501 за уничтожение в бою одиннадцати немцев. Сам он описывал тот бой следующим образом: Часов в десять утра направились мы от города Кальварии к имению Александрово. Нас было четверо — я и мои товарищи: Иван Щегольков, Василий Астахов и Михаил Иванков. Начали подыматься на горку и наткнулись на немецкий разъезд в 27 человек, в числе их офицер и унтер-офицер. Сперва немцы испугались, но потом полезли на нас. Однако мы их встретили стойко и уложили несколько человек. Увертываясь от нападения, нам пришлось разъединиться. Меня окружили одиннадцать человек. Не чая быть живым, я решил дорого продать свою жизнь. Лошадь у меня подвижная, послушная. Хотел было пустить в ход винтовку, но второпях патрон заскочил, а в это время немец рубанул меня по пальцам руки, и я бросил винтовку. Схватился за шашку и начал работать. Получил несколько мелких ран. Чувствую, кровь течет, но сознаю, что раны неважныя. За каждую рану отвечаю смертельным ударом, от которого немец ложится пластом навеки. Уложив несколько человек, я почувствовал, что с шашкой трудно работать, а потому схватил их же пику и ею по одиночке уложил остальных. В это время мои товарищи справились с другими. На земле лежали двадцать четыре трупа, да несколько нераненных лошадей носились в испуге. Товарищи мои получили легкие раны, я тоже получил шестнадцать ран, но все пустых, так — уколы в спину, в шею, в руки. Лошадка моя тоже получила одиннадцать ран, однако я на ней проехал потом назад шесть верст. Первого августа в Белую Олиту прибыл командующий армией генерал Ренненкампф, который снял с себя георгиевскую ленточку, приколол мне на грудь и поздравил с первым георгиевским крестом.

К концу войны дослужился до подхорунжего.

За Первую мировую войну также еще был награжден Георгиевскими крестами других степеней.

Был смертельно ранен в 1919 году во время Гражданской войны, воюя на стороне белых.

Ученик (Облудский В) (слайд 21) 20 мая 2014 в Новочеркасске открыли памятник казакам-героям Первой мировой войны. Памятник установлен у стен Донского Императора Александра III казачьего кадетского корпуса. Он представляет собой фигуру казака в форме того времени с символическим контуром креста святого Георгия Побе­доносца за спиной. Георгиевский крест в русской армии выдавался рядовым только за личную храбрость на поле боя, а офи­церам и генералам – также за храбрость и победу в сражении. Получить его в тылу было невозможно. Полный Георгиевский бант состоял из четырех крестов и четы­рех медалей, поэтому заслужить статус полного Георгиевского кавалера могли только люди поистине легендарной хра­брости.

По данным исследователей, за неполные четыре года войны тридцать шесть тысяч донских казаков стали обладателями Георгиевских крестов, а около шестисот героев имели «полный бант». Многие были награждены Георгиевским оружием.

Как пояснил директор департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области Игорь Казарезов, Дон во время Первой мировой войны выставил 125 тысяч казаков, шестьдесят конных полков, тридцать три конных батареи, шесть пластунских батальонов, пять запасных полков, три запасных батареи и более восьмидесяти отдельных особых сотен. Донцы принимали участие во всех важнейших операциях. Казачья конница была грозой для противника.

Примечательно, что это первый памятник такого рода в Ростовской области, в дальнейшем планируется открыть их и в других городах и станицах Дона.

Также у храма великомученика Димитрия Солунского, расположенного на городском кладбище, состоялось открытие мемориальной доски, посвященной памяти Алексея Максимовича Каледина - первого демократически избранного донского атамана в ХХ веке

 

Ученица (Чернова И.) (вкл. слайд 22) Каледин Алексей Максимович – начал войну как начальник 12-й кавалерийской дивизии, которая проявила себя в период Галицийской битвы (1914 г.). Отличался высокой личной отвагой и доблестью, по признанию Деникина, не посылал солдат в бой, а сам водил их. Э. Валь писал: «Солдаты инстинктивно чувствовали силу личности ген. Каледина, слепо доверяли ему и любили его, несмотря на суровый вид и строгость. В офицерской среде он пользовался еще и в мирное время исключительным уважением». Только за неполный год смог получить ордена Св. Георгия 4-й и 3-й степеней (последний – за прорыв у Бендер в феврале 1915 года). Летом 1915 года принял командование сначала 41-м, а затем 12-м корпусами, а в начале 1916 года – 8-й армией. Именно на ее долю выпали наибольшие успехи в период Брусиловского прорыва, однако в последствии наступление, к сожалению, захлебнулось в крови.

 

Учитель: Итоги войны. В 1919 году немцы были вынуждены подписать Версальский мирный договор, который был составлен государствами-победителями на Парижской мирной конференции. Результатами Первой мировой войны стали ликвидация четырёх империй: Германской, Российской, Австро-Венгерской Османской. Германия и Россия, перестав быть монархиями, были урезаны территориально и ослаблены экономически. Реваншистские настроения в Германии фактически привели ко Второй мировой войне. (слайд 23)

Дополнительные материалы урока и приложения, использованные на уроке:

Просмотр презентации Все презентации на сайте хранилища

 

 
Copyright (c)2011, Портфолио | Вебмастер Zeliksan